- Такие понятия, как муниципалитет,
муниципальное Собрание, за полтора года их существования
уже стали более привычными для москвичей: поток жителей
на прием к депутатам говорит о том, что местное самоуправление
"заработало". Тем не менее у многих из нас все же
нет четкого представления о деятельности органов внутригородского
муниципального образования. Как соотносятся между
собой муниципальное Собрание и муниципалитет?
А.Н. Кузьмин:
Выражаясь образно, - так же, как Государственная Дума
и правительство; и в пределах своей компетенции, определенной
законодательством о местном самоуправлении и уставом
муниципального образования, они исполняют аналогичные
функции - представительных и исполнительных органов.
Поэтому, например, депутаты совместно с муниципалитетом
разрабатывают проекты планов и программ развития,
муниципальное Собрание их принимает или отклоняет,
но в случае принятия именно муниципалитет организует
их исполнение. Та же ситуация с бюджетом, проект которого
составляется, вносится на рассмотрение муниципального
Собрания муниципалитетом с последующим исполнением
и представлением отчета об этом депутатам. Муниципалитет
управляет и распоряжается муниципальной собственностью,
тогда как депутаты устанавливают порядок такого управления,
в рамках которого действует исполнительный орган.
Для подготовки проектов решений муниципального Собрания
и организации исполнения его решений из числа депутатов
образованы комиссии муниципального Собрания по основным
направлениям деятельности на срок полномочий - финансово-бюджетная,
ревизионная и по работе со СМИ. Также депутаты муниципального
Собрания входят в составы комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав и по охране прав детей.
А.Н. Гришин:
Естественно, представительный орган - муниципальное
Собрание - избирает из своего состава руководителя
внутригородского муниципального образования и назначает
руководителя муниципалитета, осуществляет контроль
за деятельностью органов местного самоуправления и
их должностных лиц. Разумеется, депутаты непосредственно
работают с населением - проводят прием жителей, работают
по обращениям.
- Понятно, что работа с населением
- одна из главных составляющих в деятельности депутатов.
А по каким вопросам жители могут обращаться в органы
местного самоуправления?
А.Н. Гришин:
Прежде всего, по тем, которые относятся к их компетенции.
Но многие вопросы, с которыми к нам приходят, относятся
к компетенции не органов местного самоуправления,
а исполнительной власти: работа торговых предприятий,
благоустройство, жилье... Такие обращения вполне оправданны:
к коллегиальному решению муниципального Собрания исполнительная
власть прислушается скорее.
А.Н. Кузьмин:
А когда будет у нас муниципальная собственность, будем
и вопросы с жильем решать, но пока это вопрос будущего...
- Насколько доступны депутаты
- обязательно ли обращаться к депутатам своего округа,
как эффективна будет их помощь в решении проблем жителей?
А.Н. Гришин:
Обращаться можно к любому депутату. У каждого есть
график приема, и дверь открыта для всех. Однако, разумеется,
депутат лучше знает проблемы своего округа, поэтому,
возможно, имеет смысл прийти на прием к "своему".
Кстати, хотел бы обратить внимание наших жителей на
тот факт, что согласно закону статус депутата местного
самоуправления сейчас выше, чем бывших районных советников
- в частности, у нас теперь есть право на депутатский
запрос, который можно направить в органы исполнительной
власти - от управы района до мэрии - и на который
адресат обязан ответить в течение двух недель. Таким
образом, у жителей появляется возможность решать свои
проблемы на местном - доступном им - уровне. В том
случае, если решение вопроса не в наших силах, мы
можем поддержать обращение к депутатам более высокого
"ранга" - Мосгордумы и Госдумы.
- Цель работы районных органов
государственной власти - управ - и внутригородских
муниципальных образований общая - работа с населением,
социально-экономическое развитие районов и муниципальных
образований... Как налажено взаимодействие с управой
района Чертаново Центральное?
А.Н. Кузьмин:
Работаем в тесном контакте и стараемся находить согласие
в интересах жителей. К тому же некоторые полномочия
управы и муниципального Собрания пересекаются, поэтому
так важен вопрос сотрудничества. Недавно в этих целях
был создан координационный совет по вопросам взаимодействия
для решения спорных вопросов. По моему мнению, эффективна
была бы работа наших депутатов и в комиссиях, созданных
в управе. Тогда многих разногласий можно было бы избежать.
А.Н. Гришин:
Сложности могут возникать, например, по тем же вопросам
о магазинах "шаговой доступности", по строительству
в жилых кварталах и т. д. Например, согласно закону
"О порядке подготовки и получения разрешений на строительство,
реконструкцию градостроительных объектов в городе
Москве" от 9 июля 2003 г. № 50 депутаты могут принимать
участие в обсуждении градостроительных планов и контролировать
их осуществление с учетом мнения жителей. Для исключения
конфликтных ситуаций важно, чтобы при подготовке предпроектной
документации учитывались все мнения.
- Как вы считаете, какую роль
в становлении местного самоуправления играет активность
населения?
А.Н. Гришин:
Это - двигатель в развитии местного самоуправления.
Надо заметить, что в последнее время наши жители стали
более активными, многие предложения, инициативы, безусловно,
могут быть поддержаны нами и реализованы в жизни.
Конкретные результаты такой общей работы в будущем
- это увеличение полномочий органов местного самоуправления.
А.Н. Кузьмин:
В целом местное самоуправление, считаю, состоялось,
но, совершенно справедливо - чтобы круг его полномочий
мог расширяться, надо еще много работать.
Подготовила Н. Голикова
|